Чистая правда

10

31 сентября и 1 октября в Усть-Лабинске (Краснодарский край) пройдёт фестиваль казачьей культуры «Александровская крепость», ставший уже традиционным. Фестиваль охватывает и театральное направление. Будет показано несколько эскизов спектаклей, подготовленных в рамках театральной лаборатории (художественный руководитель Олег Лоевский). Организатор и фестиваля, и лаборатории – Фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски.

В конце августа Таганрогский камерный театр (ТаКТ) показал эскиз спектакля «Лихо одноглазое» по пьесе Светланы Баженовой. Автор обозначает жанр произведения как хоррор. И режиссёр Павел Зобнин принимает эти правила игры.

По России широко идёт пьеса Баженовой «Как Зоя гусей кормила», которую режиссёры порой ставят как бытовую комедию. Но только не в Таганроге! В 2018 году в Таганрогском камерном театре состоялась театральная лаборатория по современной драматургии Государственного театра наций (художественный руководитель Евгений Миронов). На ней эскиз по «Зое…» представил режиссёр Сергей Чехов, а потом, доработав, превратил его в полноценный спектакль в жанре «семейный хоррор».

Светлана Баженова принимала непосредственное участие в работе нынешней лаборатории. Посмотрев таганрогскую «Зою…», она воскликнула: «Это самый точный спектакль по моей пьесе!»

Тема театральной лаборатории обозначена так: «Поэзия, символизм и традиции казачьих народных сказок». И всё это учтено автором пьесы, написанной специально для фестиваля «Александровская крепость». И режиссёр Павел Зобнин идёт по пути, соответствующему теме лаборатории. В его работе есть и символизм, и поэтический уход от быта и приземлённости.

Эскиз спектакля «Лихо одноглазое» получился сложным, многослойным. Вместе со зрителями на первый ряд усаживаются трое молодых людей в белых рубашках и белых брюках. Женихи, да и только! Перед ними плетень, как будто отгораживающий их от мира.

А тем временем перед занавесом появляется босоногая девушка (Екатерина Черкас) в чёрных шортах, чёрной майке с надписью «ТаКТ». Она исполняет роль Автора, который сначала вводит нас в курс дела, а затем комментирует происходящее. Лихо-то, оно, оказывается, хитрое. Приходит всегда с подарками, а, усыпив бдительность одариваемого, начинает ему венок плести. Неужто на могилу?

Когда открывается занавес, мы видим на пустой сцене две металлические лестницы-стремянки. В пьесе есть моменты, когда персонажи забираются по ним то на крышу, то на печку. Кроме того, режиссёр с помощью этих стремянок выстраивает действенные говорящие мизансцены.

А из народных элементов оформления на сцене появляются только плетень, который из зрительного зала выносит Стёпушка (Константин Решетило), да корзинка с подарками под вышитым полотенцем – с ней появляется босоногая Любушка (Екатерина Ласавская).

Когда красавица Любушка обольщает собой и подарками Стёпушку, он не сразу поддаётся её чарам. И всё-таки поддался! Живут они поживают, но происходит подмена суженой, которая смотрит на него одним глазом. Становится она какой-то другой (Татьяна Корелова). А потом появляются ещё две (Людмила Ильина и Екатерина Андрейчук). И все четыре Любушки показывают замысловатые телодвижения. Да это же змеи, забравшиеся в душу к Стёпушке! И вдруг он исчезает… Не заморила ли его расчетверившаяся суженая? И не есть ли она то самое Лихо?

Тем временем на смену одному Стёпушке из зала появляется другой (Денис Клименко). Живёт он с Любушками, на работу ходит. А Любушка дома сидит, стремянки разноцветными лентами украшает. Только и этот Стёпушка куда-то исчезает… Выходит на сцену третий (Павел Гладкий). Он-то и хочет докопаться до истины, почему одна Любушка другой оборачивается. Может, она ведьма? То Ежи (Константин, Василий и Иван Илюхины) полы в доме у Любушки метут, то у неё куры сами себя ощипывают да в котёл прыгают, а то и сам дом почему-то сгорел. Объясняет это она так: «Я коня на скаку остановила. Возвращаюсь домой – вижу, изба горит. Ну я туда и вошла». А шушера лесная дом быстро отстроила.

И устремляется Стёпушка в дремучий лес. Встречает там и Старушку, похожую на Бабу Ягу, и Мышь-полёвку, и Медведя. И все они – одноглазые! Может быть, Лихо везде, в душе у каждого? Да ведь и первый Стёпушка тоже был крив на один глаз! Получается, каждый сам себе – Лихо одноглазое?

В пьесе, несмотря на обозначенный жанр, много ситуаций, кажущихся забавными. Но почему-то во время просмотра не очень хочется смеяться. Потому что состояние страха и ожидания чего-то ужасного подавляет весёлость. Воздействует и гнетущая атмосфера, и тревожная музыка.

Когда говорят о выдумке, называют её сказкой. Но здесь, в этой сказке, казалось, что всё увиденное на сцене – это чистая правда, что всё это происходит с тобой, что спектакль про тебя.

Пишу «спектакль», забывая, что это эскиз спектакля, поставленный всего за неделю. Но за этот короткий временной промежуток режиссёру удалось создать слаженный актёрский ансамбль.

Посмотрев эскиз, зрители горячо обсуждали увиденное. Кто-то назвал его энциклопедией семейной жизни, кто-то – хроникой брака. А на выходе из зала каждый мог проголосовать – что же дальше делать с этим эскизом. И все единогласно выразили желание: «Доработать и показывать, как полноценный спектакль!»

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв