«А Русь все так же будет жить…»

«Театральный вестник», № 2 (137) 2018

В Краснодарском Молодежном театре появился спектакль-событие – «Гроза» Александра Николаевича Островского. И сразу – был номинирован на Национальную театральную Премию «Золотая маска» в семи номинациях!

Режиссер-постановщик Даниил Безносов – не новичок в этом театре, прославился удачными постановками Шекспира – «Зимняя сказка» (2015 год) и «Ночь любовных помешательств» («Сон в летнюю ночь», 2016 год).

Как известно, Краснодарский Молодежный театр обладает залом-трансформером – как режиссер задумает, так и расставят зрительские кресла. В «Грозе» зрители располагаются в несколько рядов по периметру зала – как в цирке. Только арена прямоугольная и – держитесь! – наполнена водой. Между прочим, 10 тонн воды.

img_6276.jpg

Постарался художник-постановщик – Настя Васильева. В центре бассейна – деревянный помост, на котором проходит большинство сцен спектакля. В воду с нескольких сторон выходят мостки, по которым актеры выходят к зрителю. Мостки – это тоже место действия. В воде плавают бревна, по ним порой перебегают персонажи. И стоит на приколе лодка.

img_5159.jpg

Лодка в этом спектакле – символ воли. Катерина (артистка Полина Шипулина) вспоминает, что когда ей было шесть лет, ей что-то пришлось не по нраву, она села в лодку и оттолкнулась от берега. Наутро нашли через десять верст.

Зрителям не показывают, как Катерина бросается в Волгу. А в некоторых театрах теперь показывают. Например, в Димитровградском драматическом театре имени А.Н. Островского артистка, исполняющая роль Катерины, пододев под платье гидрокостюм, тонет в Волге (в сооруженном на авансцене водоеме). В Краснодарском Молодежном театре эта сцена решается более поэтично. Катерина ложится в лодку, раскрывает руки как крылья, и лодка медленно уплывает.

img_5185.jpg

В этой же лодке мы видим сцену прощания Катерины с Борисом (артист Алексей Замко), любовные утехи Кудряша и Варвары (артистка Евгения Стрельцова).

Действие происходит в вымышленном городе на Волге – Калинове. Это типично русский город. В пьесе и в спектакле дается срез русской провинциальной жизни. Создается ощущение, что и сегодняшней, а не только 160-летней давности. Так прочитал режиссер Даниил Безносов великую пьесу Александра Николаевича Островского.

img_5127.jpg

Костюмы в спектакле – вневременные, без привязки к середине XIX века. «Это про нас, про сегодня», – говорят нам создатели спектакля. Вспоминаются стихи Сергея Есенина:

«А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

А Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.»

Удивительна сцена сборов Тихона (артист Александр Теханович) в дорогу. Марфа Игнатьевна Кабанова (артистка Светлана Кухарь) снимает с сына домашние штаны, а потом говорит: «Коленочки-коленочки!» Тихон покорно садится к ней на колени, и она надевает на него выходные штаны. А потом: «Носики-носики!» И мамаша деловито высмаркивает Тихона. Эти «коленочки-носики» – единственное добавление в текст пьесы.

На фоне болезненной привязанности Кабанихи к сыну особенно видно ее отношение к Катерине (как к пустому месту). Когда та пробует что-то сказать – получает жесткую отповедь от свекрови. И тогда Катерина дерзко огрызается. И получается совсем не «луч света в темном царстве». Катерина оказывается одной из всех.

img_6296.jpg

Тихон в спектакле – не функция – как мы привыкли видеть в других постановках. Это наш сосед по подъезду, вернувшийся из поездки совершенно пьяным с одним полупустым чемоданом вместо трёх, с которыми уехал. И сцена его раздевания Катериной – это настоящий цирковой номер.

Режиссер развил роли некоторых второстепенных персонажей. Например, неожиданная, даже трогательная сцена с горничной Глашей (артистка Инга Аничкина). Она – незаметный персонаж в традиционных постановках. В этом спектакле режиссер придумал, что она тайно и безответно влюблена в Тихона. Собирая ему чемодан, Глаша выкладывает на пол рубашку и штаны – как если это сам Тихон. Ложится рядом и обнимает себя рукавом его рубахи.

Кудряш (артист Александр Киселев) и Шапкин (артист Андрей Новопашин) пока нет начальства – ловят рыбу, пьют водку. Появляется Дикой – они имитируют преувеличенно бурную деятельность, с криками пытаются толкать баграми плавающие бревна. Дикой уходит – происходит возврат к отдыху. Не кажется ли это сценой из нашего времени?

img_6060.jpg

Смачно показан Савел Прокофьич Дикой (артист Иван Чиров) – человек с большими деньгами, жадный, тупой, вечно пьяный. А Борис трактуется как «никакой» – человек из толпы. Светлое пятно в Калинове – это Кулигин (заслуженный артист Дмитрий Морщаков). Умница, цитирует поэтов, да и сам пишет. Придумщик, изобретатель, острый ум, но без денег. Запоминается сцена, когда Кулигин униженно собирает в воде обрывки своего проекта громоотвода, который порвал Дикой.

Гремит гром… На сцене почти весь второй акт идет настоящий дождь. Гроза пытается смыть все нехорошее, наносное. Смоет ли?

img_6813.jpg

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв