Шекспировские три сестры

4

Слева направо: Гонерилья (Марина Афанасьева), Корделия (Елизавета Успенская), Регана (Кристина Казарова)
Слева направо: Гонерилья (Марина Афанасьева), Корделия (Елизавета Успенская), Регана (Кристина Казарова)
В октябре 2022 года в Новошахтинском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Король Лир» по трагедии Вильяма Шекспира (перевод Бориса Пастернака). А в феврале 2023 года новошахтинцы показали этот спектакль на XX Областном фестивале-конкурсе «Мельпомена».

Далеко не каждый театр возьмётся ставить Шекспира. Но главный режиссёр театра Михаил Сопов взялся! Интересно, что в период постановки спектакля актёры имели возможность заниматься сценической речью под руководством заслуженного деятеля искусств России Ники Косенковой (г. Москва). И это пошло во благо спектакля.

Вначале перед занавесом появляются два воина и начинают сражаться на мечах. И вдруг – трель мобильного! Один из дерущихся спокойно достаёт из кармана мобильник, и по громкой связи мы слышим: «Уважаемые зрители!

Просьба отключить ваши телефоны!»

Всегда внимательно читаю программки новошахтинцев, зачастую находя в них ключ к пониманию спектакля. В программке «Короля Лира» написано: «Действие пьесы происходит в IX веке до нашей эры. И, конечно, не могло произойти в наше время». Сразу закрадывается подозрение, что это будет точно про нынешний день, про нас с вами. И предчувствия меня не обманули. Никакой исторический антураж не скроет человека сегодняшнего!

Декорации спектакля ошеломляют (художник Юрий Сопов)! Справа и слева в дворцовом зале – яркие боевые знамёна. С потолка свисают верёвки, привнося ощущение тревоги. Где-то на верёвках подвешены брёвна, а где-то – металлические крюки. Флаги вскоре исчезают, но «игры» с верёвками только начинаются. Больше вертикальных брёвен – это лес, в котором заплутал Лир. Но брёвна можно расположить и так, что возникает пыточная камера, в которой ослепляют графа Глостера (Сергей Недилько). Или это качели, на которых занимаются любовными забавами Эдмонд и Регана…

Лира играет актёр Мариупольского драматического театра, заслуженный артист Украины Александр Арутюнян. Актёр говорит спокойно, раздражается редко. Но за всем этим внешним спокойствием ощущаешь такую мощь, такую боль отчаяния!

По замыслу режиссёра – хотя Лир двигает действие, но спектакль не про него. В центр происходящего режиссёр ставит трёх сестёр – Гонерилью (Марина Афанасьева), Регану (Кристина Казарова) и Корделию (Елизавета Успенская).

Читаем в программке слова короля Лира, ставшие эпиграфом к спектаклю:

«Виновных нет, поверь, виновных нет:

Никто не совершает преступлений.

Берусь тебе любого оправдать…»

Полюбила Гонерилья красавца Эдмонда (Дмитрий Нестеров).

Правда, при живом муже, герцоге Альбанском (Игорь Лысенко).

А у Реганы есть такая привычка – заниматься с мужем, герцогом Корнуэльским (Артём Иванов), изощрёнными пытками пленников.

А после его гибели Регана, уже свободная, тоже увлекается Эдмондом. Эффектна сцена любовников на качелях под лирическую музыку.

А Корделия… Режиссёр вводит в спектакль короткую сцену, которой нет у Шекспира. Муж Корделии, король Французский (Александр Богдан), даёт ей пощёчину и возвращается во Францию, покинув поле боя. Она ему изменила? То есть и Корделия не столь невинна и чиста?

Когда три сестры погибают, то не исчезают со сцены навсегда. Соперницы в земной жизни, после смерти они объединяются и периодически появляются на сцене вместе. Невольно вспоминается предыдущий нашумевший спектакль Михаила Сопова, чеховские «Три сестры» …

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв