Островский на «Русской комедии»

1

«Лес»
«Лес»
На VІІ Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» который проходил в Ростове-на-Дону с 3 по 11 октября 2022 года, больше всего было показано спектаклей по пьесам Александра Николаевича Островского – шесть! И немудрено, в 2023 году будет праздноваться 200-летний юбилей нашего великого драматурга.

Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова привёз комедию «Бешеные деньги» (режиссёр-постановщик – народный артист России Александр Кузин).

Спектакль получился лёгким, весёлым, как ветерок, гуляющий по паркам и садам Москвы XIX века. Хотя со времени написания комедии и прошло более 150 лет, понимаешь, что ничего не поменялось в человеческой природе. Такие же мамаши, как Надежда Антоновна Чебоксарова (заслуженная артистка России Евгения Торгашова) пытаются подороже продать своих дочек, выдав их замуж за богатых.

Лёгкость спектаклю придаёт и художественное оформление (художник-постановщик Юрий Наместников). На пустой сцене, где изящная скамейка, а на заднем плане – часть фасада здания в стиле ампир, начинается круговерть праздной беззаботной московской жизни. Её представители – Телятев (Андрей Седов), Кучумов (заслуженный артист России Виктор Мамонов) и Глумов (Александр Каспаров). Лёгкое отношение к деньгам, жизнь в долг. Деньги для них это ручейки, перетекающие то в их карманы, то из них.

На этом фоне совсем иным видится провинциал Савва Геннадич Васильков (Денис Кузнецов). Режиссёр показывает его влюблённым романтическим героем, хотя поначалу несколько неотёсанным и неловким.

 И начинается история розыгрыша, обмана, любви, свадьбы, рухнувших надежд, измены, наказания… Эту историю показал нам мудрый талантливый режиссёр. Александр Кузин соединил в блистательный ансамбль саратовских актёров – с великолепной речью, отточенной пластикой, с умением психологически наполнить свою роль. Из этого ансамбля не выпадает никто – от главной героини Лидии Чебоксаровой (Зоя Юдина) до, казалось бы, небольшой роли камердинера Василия (Валерий Ерофеев).

Спектакль «Бешеные деньги» получил специальный приз жюри «За современное прочтение классики». Диплома «За лучшую мужскую роль» был удостоен Денис Кузнецов, а диплома «За лучшую мужскую роль второго плана» – Андрей Седов.

Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького показал комедию «Правда – хорошо, а счастье лучше» (режиссёр Андрей Цисарук). В начале спектакля движется поворотный круг, по периметру которого замерли персонажи, напоминающие глиняные ярмарочные игрушки (сценография Андрея Климова).

Вращающийся круг делится пополам высоким забором, который иллюзорно разделяет два мира. Это мир бедных (Платона и его матери) и мир богатых (купцов Барабошевых). У Платона скромная комнатка. У Барабошевых яблоневый сад с помпезной беседкой. Слева и справа на авансцене стоят большие корзины и мешки с яблоками.

В спектакле, в отличие от пьесы, Платон изображается странноватым, нескладным, даже глуповатым. Не угадывается взаимного духовного притяжения двух юных чистых душ – ярого правдолюбца и «птички в клетке». Скорее, происходит соблазнение Платона (Александр Мамаев) Поликсеной (Алина Хакимова). Недаром яблоки, как символ искушения, разбросаны по всей авансцене. Эх, не уберегли «птичку» ни бабушка Мавра Тарасовна Барабошева (заслуженная артистка России Елена Суродейкина), ни нянька Фелицата (заслуженная артистка России Тамара Кириллова).

Но обо всех нечёткостях, несоответствиях спектакля забываешь, когда на сцене появляется заслуженный артист России Сергей Блохин. Его стать, голос, обаяние делают отставного унтер-офицера Силу Ерофеича Грознова самым заметным персонажем, этаким героем-любовником.

И вновь в финале движется тот же круг, но две любящие пары – Поликсена и Платон, а также Мавра Барабошева и Сила Ерофеич – ожили и танцуют. Тогда как все остальные остаются замершими.

Жюри фестиваля наградило заслуженного артиста России Сергея Блохина дипломом «За лучшую мужскую роль», а заслуженная артистка России Елена Суродейкина и заслуженная артистка России Тамара Кириллова были удостоены дипломов «За лучшую женскую роль».

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького представил на фестивале комедию «Волки и овцы». В ней режиссёр-постановщик Геннадий Шапошников и режиссёр Андрей Левицкий сразу задают правила актёрской игры. «Овцы» существуют в реалистическом ключе, а «волки» порой действуют, как заводные куклы, механистично.

У кого-то эта механистичность существует лишь штрихом, намёком. Например, Меропия Давыдовна Мурзавецкая (заслуженная артистка России Юлия Борисова) проводит первую свою сцену обычно, как в жизни. А на уход, под соответствующую музыку, вдруг начинает двигаться по-кукольному. Зато Василий Иванович Беркутов (Вячеслав Огир) как вышел, так и провёл роль на одной ноте, как заведённый механизм. Забавно, в фарсовом ключе, показана Анфуса (Иллона Огир). Это клоунесса с копной волос, в которых то ли огромный бант, то ли гигантская бабочка.

Нам показали и подпитку одного из механизмов. Так, пьяный Аполлон Викторович Мурзавецкий (Алексей Тимченко) валяется на полу, прося у дворецкого Павлина Савельича (Юрий Добринский) выпить. И тот вынужден вливать обессилевшему Аполлону «лекарство» прямо в рот. После одной рюмки – улучшение самочувствия, после следующей он поднимается с пола полный жизненных сил. Подпитка произведена!

У механизмов, оказывается, можно и переключать скорость передачи! Глафира (Екатерина Березина), будучи в монашеском одеянии, говорит высоким кукольным голоском. В разговоре с Купавиной (Елена Климанова) о Санкт-Петербурге из её голоса уходит искусственность. А в сцене соблазнения Лыняева (заслуженный артист России Олег Ширшин) – опять кукольной голосок, но уже другого тембра.

А есть роли, где непонятно – «овца» это или «волк». Таков Вукол Наумович Чугунов (заслуженный артист России Сергей Власов). Да, порой он жестокий волк, но в конце спектакля оказывается жалкой овцой.

Актёры с энтузиазмом подхватили режиссёрскую концепцию подхода к пьесе и всеми силами стараются её выполнять. На эту концепцию работает и художественное оформление спектакля (сценография – заслуженный художник России Виктор Герасименко). По всей сцене объёмные фигуры волков и овец. Они используются и как стулья, и как столики, и как диванчики. И после каждой картины эту «мебель» перемещают для создания новых живописных мизансцен. А перемещает эти фигуры хор – несколько юношей и девушек. Они появляются под музыку, пластически соответствуя ей.

Дипломом «За лучшую женскую роль» награждена Елена Климанова. Заслуженный артист России Олег Ширшин и заслуженный артист России Сергей Власов удостоены дипломов «За лучшую мужскую роль второго плана».

Омский драматический театр «Галёрка» привёз на фестиваль комедию «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва (режиссёр-постановщик Владимир Витько).

В спектакле не получилось главного – контраста между Андреем (Дмитрий Цепкин) и Еленой (Екатерина Латыпова). Влюблённый герой был благообразен, нормален. А драматурги определили, что он должен быть мужик мужиком, да так, что рядом с ним было бы трудно находиться в приличном обществе.

И ещё одна странность – в художественном оформлении (художник-постановщик Светлана Пузырёва). В пьесе три места действия, сильно отличающихся друг от друга: и по обстановке, и по величине комнат, и по атмосфере происходящего. Но театр решил играть в одних и тех же интерьерах, только немного переставляя мебель. И это опять идёт вразрез с авторами пьесы. Правда, следует отметить со знаком плюс, что героиня пять раз меняет наряды.

Тем не менее жюри благосклонно отнеслось к увиденному и щедро наградило омских артистов. Дмитрий Цепкин получил диплом «За лучшую мужскую роль», Павел Кондрашин (отец Андрея) – «За лучшую мужскую роль второго плана», Светлана Романова (мать Андрея) и Екатерина Вельяминова (мать Елены) – дипломы «За лучшую женскую роль второго плана».

На «Русской комедии» успех у зрителей имели ещё два спектакля по Островскому. Это «Женитьба Бальзаминова» (Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова) и «Лес» (Московский театр «Сфера», структурное подразделение Московского театра «Эрмитаж»).

Завершился фестиваль, но зрители не раз ещё встретятся со спектаклями по пьесам Александра Николаевича Островского – всегда современным и созвучным русской душе!

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв