Островский – драматург без нежных полутонов

17.05.2023

Именем великого русского драматурга, произведения которого являются важной частью нашей жизни, назван 2023 год.

Пьесы А. Н. Островского — неотъемлемая часть как образовательных программ, так и репертуаров театров России. В школе ученики листают страницы «Грозы», в университете студентам открывается новая глава из творчества великого драматурга в виде «Бесприданницы». На сцене театров зритель может лицезреть любое произведение, будь то «Волки и овцы» или же «На всякого мудреца довольно простоты».

Одно произведение отличается от другого сюжетной линией, но неизменно в каждом остается сочувствие Островского к угнетенным слоям общества и явное недоброжелательное отношение к привилегированным. Писатель не старался изменить картину мира, разрушив сложившиеся устои, он лишь осуждал пороки людей. Также стоит отметить, что писатель не был романтиком подобно Гюго. «Островский не был драматургом пастельных красок, нежных полутонов, психологических нюансов» – писал русский литературный критик и прозаик Владимир Лакшин о великом русском драматурге, пьесы которого известны каждому.

Примером подобного творчества Александра Островского служит комедия «На всякого мудреца довольно простоты», в которой Егор Глумов решает добиться успеха, но не самым честным и правильным путем: «Я сумею поддаться и к тузам, и найду себе покровительство, вот увидите. Глупо их раздражать — им надо льстить грубо, беспардонно. Вот весь секрет успеха.»

Главный герой прибегает к обману и лести, записывать свои «подвиги» в дневник. Был ли против купеческий мир такого отношения к себе? Нет. Все, от Мамаева до Турусиной, восхищались Егором Дмитричем, были довольны его талантами. Казалось бы, все довольно: привилегированное состояние получает желаемое – лесть, а главный герой упорно идет на пути к своей мечте, так, что может пойти не так? Как говорится, все тайное рано или поздно становится явным. Так и в «На всякого мудреца довольно простоты», обман Глумова раскрылся в самый пик его грандиозных планов, в тот момент, когда казалось бы цель была достигнута. Но и в такой ситуации герой не растерялся, признал правоту своего обмана. Можно ли назвать это мудростью? Нет. В обществе, подобное тому, в котором оказался Глумов, любому человеку можно приписать эти качества. Егор Глумов может считаться мудрецом в компании Мамаева, Турусиной и Городулина, ведь на всякого мудреца довольно чьей-то простоты и глупости. Ярким примером является финал пьесы. Глумов покидает знатное общество, а люди, относящиеся к привилегированным слоям, остались наедине со своей глупостью: «А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.» Писатель не дает оценку ситуации, не меняет элитарный мир. Драматург лишь показывает читателю недостатки общества, применяя иронию по отношению ко всем персонажам комедии как к купеческому миру, так и к самому Глумову.

А.Н. Островский – русский драматург, без творчества которого невозможно представить классическую литературу и современный театр. На просторах интернета можно встретить цитаты из пьес, полки книжных магазинов украшены книгами с именем Островского, а на сценах театров оживают персонажи из «Грозы», «Волков и овец» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв