«Хвала театральным богам!»

12

Екатерина Андрейчук
Екатерина Андрейчук

Под Новый год выходит сборник пьес для детей «Волшебная груша». Автор – актриса, драматург, режиссёр Таганрогского камерного театра (ТаКТа) Екатерина Андрейчук.

В сборник вошли её лучшие пьесы, уже нашедшие сценическое в о п л о щ е н и е .

Это «Волшебная груша», «Две тысячи и одна ночь», «Подкова счастья», «Замок с чудесами». Все пьесы музыкальны, удивительно ритмичны, написаны в стихотворной форме.

У Екатерины Андрейчук добрый юмор, занимательно простроенный сюжет, объёмно выписанные сказочные персонажи, у каждого из которых своё лицо, свой характер, своя манера говорить.

Основной адрес сборника – дети младшего школьного возраста. И, безусловно, их родителям тоже будет интересно. Недаром эти пьесы предназначены не только для постановки в театре, но и для семейного чтения.

– Екатерина Ивановна, «Волшебная груша» – это первая ваша книга?

– Да, первая. Держать в руках свою изданную книгу – большое событие, очень радостное и удивительное. Это (не побоюсь пафосности) – мой новый жизненный этап. Перефразируя известное выражение о солдате и генерале, скажу: «Плох тот автор, который не мечтает о собственной книге».

– Когда я впервые попал на спектакли ТаКТа, услышал ваши песни и диалоги, сразу подумал, что это будет востребовано и другими театрами.

– Спасибо Издательскому дому «Гранд», что появилась возможность выпустить сборник моих пьес. Спасибо всем, кто верил и продолжает верить в меня. Я – счастливый автор, потому что всё, мною написанное, сразу же было «обкатано» на сцене, и я могла наблюдать реакцию зрительного зала в самых разных её проявлениях.

– Таганрогскому камерному театру, который создала режиссёр Нонна Малыгина, в этом году исполнилось 25 лет. И вы в этомтеатре – со дня его основания. А как вы попали в Таганрог?

– Я родилась в маленьком городе Харцызске (сейчас это ДНР), после школы приехала в Таганрог и поступила в авиационный техникум. «Болела» планерным спортом, занималась в таганрогском авиаспортклубе. После первого курса покинула техникум – поняла, что я хочу летать, а не проектировать самолёты. Работала на заводах и в различных фирмах.

– А как в вашу жизнь пришёл театр?

– Получилось так, что театр всегда был со мной. Лет в семь-восемь попалась мне в библиотеке книга, в которой рассказывалось о видах кукольного театра. Там были рисунки кукол и схемы их работы. Я буквально «заболела» этим. Ужасно хотелось воплотить прочитанное в жизнь. Месяца три я не могла расстаться с этой книгой и очень горевала, когда её всё же пришлось вернуть в библиотеку. Потом, в пионерских лагерях, я пыталась реализовать на сцене кое-что из запомнившегося, очень хотелось поделиться с другими тем, что нравилось мне самой.

А первый настоящий спектакль в настоящем театре я увидела, когда попала в Таганрог и пришла с друзьями в драматический театр имени Чехова. Театр заворожил меня своей красотой, и так волнующе прозвучали первый раз в моей жизни слова: «бельэтаж», «бенуар», «партер»…

– Как вы познакомились с Нонной Антоновной Малыгиной? Как она разглядела ваши способности?

– После ухода из авиационного техникума меня одолевало чувство неудовлетворённости. Когда в разговоре с коллегой я посетовала на это, она сказала: «А чего ты ждёшь? Сама ищи то, что тебе интересно». Я стала быстро и активно искать. Нашла театральную студию под руководством

Нонны Малыгиной. Мир театра оказался удивительным, личность Нонны Антоновны, её мировоззрение и взгляды поразили моё воображение. С одной стороны, все мои навыки и умения оказались востребованными, с другой – я столкнулась с огромными трудностями, у меня многое не получалось! Это и огорчало, и раззадоривало: «Как так? Почему другие могут, а я нет?» И я работала изо всех сил.

Когда мы делали театральные капустники, надо было придумывать тексты. Это было очень интересно, ведь стихи я сочиняла лет с пяти, прозу – с семи-восьми. Мне всегда казалось это естественным, думала, что так могут все. Однако у Малыгиной было другое мнение: «А ты знаешь, как мало хороших театральных сказок для детей? Напиши для нас свою!» И я написала свою первую сказку для театра.

– И пошло-поехало?

– Да. Мои пьесы оказались востребованными, все они ставились у нас в Молодёжном театре (теперь он называется Камерным).

– Знаю, что была учёба в Литературном институте имени М. Горького. Трудно было поступить учиться на драматурга?

– Однажды меня попросили отправить на почте конверт со стихами юного автора в приёмную комиссию Литературного института. И я подумала: «А у меня ведь тоже есть пьесы…». Взяла ещё один конверт да и вложила в него свои произведения.

Вызова из института мне не пришло, я была уверена, что пьесы не понравились. Но всё-таки решила уточнить это лично и позвонила в приёмную комиссию. Мне ответили: «Вы прошли, приезжайте сдавать экзамены. Не пришел вызов? Приезжайте без него! Вы есть в наших списках». Но даже после этого мне казалось, что произошла какая-то ошибка, что меня с кем-то спутали. Я подумала – какой смысл ехать без подготовки? Но Нонна Антоновна, услышав мои сомнения, отрезала: «Быстро покупай билет! Знания – дело наживное, а в институте такие и нужны – талантливые и… первобытные».

– А та юная поэтесса, письмо которой вы отправляли, поступила?

– Тогда она ещё училась в школе и хотела узнать – писать ей дальше или нет. Стихи её одобрили, и впоследствии она туда поступила.

– Вы окончили и Московский институт современных технологий по специальности «театральная режиссура». Как пришли к режиссуре?

– Не могу назвать своё обращение к режиссуре процессом осознанным и потребовавшим каких-то волевых усилий. По-моему, это было абсолютно естественно и даже закономерно. Нонна Антоновна в репетиционном процессе всегда ставила задачи, которые требовали решений. И мне изначально хотелось принимать участие в создании спектаклей. Довольно быстро я стала исполнять обязанности помощника режиссёра.

Процесс же написания пьес – это тоже своего рода постановка воображаемого спектакля. Конечно, спектакль в голове не имеет ничего общего с тем, что получается с живыми актёрами, но суть-то одна. Иногда у меня возникала оригинальная идея подхода к материалу, и – хвала театральным богам! – всегда находилась возможность испробовать её на практике. Поэтому режиссура вошла в мою жизнь сама собой, и процесс обучения был естественным, закономерным и увлекательным.

– С нетерпением будем ждать ваших новых пьес и новых книг!

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв