Русский дух

«Театральный вестник», № 4 (139) 2018

Народный артист СССР Юрий Соломин — о том, как Островский повлиял на его судьбу.

Нашему дорогому классику Александру Николаевичу Островскому исполняется 195 лет. Думаю, ни для кого не секрет, что Малый театр считают Домом Островского. И не случайно: на нашей сцене в разные времена были поставлены все его 48 пьес. Здесь же состоялась премьера его первой пьесы «Не в свои сани не садись». Когда мы составляем репертуар и ищем материал, который будет отражать сегодняшние проблемы, то кого берем? Правильно, Островского! У него же все есть.

А еще, пожалуй, Гоголя. Я ставлю этих двух авторов рядом, потому что Гоголю когда-то тоже не повезло. Его «Ревизор» провалился в Петербурге, и тогда Михаил Щепкин поставил эту пьесу на сцене Малого. Спектакль имел колоссальный успех. Театр открыл Николая Васильевича как крупного драматурга. То же самое произошло с Островским.

Сколько я себя помню — и при советской власти, и при нынешней — я всегда любил читать издания о театре. Раньше в газетах, в том числе, думаю, и в «Известиях» печатали рейтинги популярности драматургов. Островский в этом списке всегда был либо на первом, либо на втором месте. Он и сейчас входит в тройку лидеров. Почти в каждом театре России есть хотя бы одна постановка по его пьесе.

В Малом театре их 13! И все они выпущены под названиями, которые придумал автор. Недавно я посмотрел спектакль хорошего режиссера Марка Розовского «Горе без ума». Постановка замечательная, но зачем менять название, если смысл остается прежним? Сегодня очень многие режиссеры переиначивают классиков. Если бы была возможность, я бы запретил менять названия произведений, потому что у зрителя идет неправильная регулировка мыслей.

Что такое «Правда хорошо, а счастье лучше» или «Не в свои сани не садись»? Это же русские пословицы! Названия Островского определяют то, о чем он пишет. Режиссеру не нужно ничего придумывать, автор всё ему дает. И все названия в пьесах Островского исконно русские, в них заключен русский дух.

Не могу сказать, что я много играл Островского. Вспоминается разве что «Свои люди, сочтемся» да «Пучина». Первая пьеса идет у нас уже лет 25. Уже не стало режиссера постановки, поменялся третий состав артистов, декорации состарились. Я два года думаю, что пора бы уже ставить спектакль в ремонт, а после выпустить с новым составом. Но не могу! Приходит масса заявок, зритель хочет увидеть спектакль, он идет с аншлагом. Вот вам и загадка драматурга, его умение так рассказать о природе русского человека, что и спустя почти два века нам будет интересно ее разгадывать вместе с автором и артистами. 

Своими режиссерскими изысканиями я тоже обязан Островскому. Можно сказать, что Островский познакомил меня с режиссером Соломиным. Еще в советское время мы отдыхали с коллективом Малого в Болгарии. Нас пригласили к себе в гости актеры местного театра города Толбухин. Руководитель Стефан Димитров предложил мне поставить у них Островского. Я, честно говоря, никогда не помышлял о режиссуре, а тут… Предложил им «Лес». Оказалось, что на тот период в Болгарии это была одна из любимых пьес нашего драматурга. Правда, меня долгое время не выпускали из СССР, но Димитров продолжал настаивать.

Я придумывал себе разные болячки, но однажды не выдержал, пришел в Министерство культуры и сказал: «Знаете, я уже отрезал себе всё что можно! Отговорки закончились». Вышла заместитель министра, пригласила в кабинет. Оказалось, что документы уже готовы, и я улетел. Это был мой режиссерский дебют. Спектакль шел с успехом. Впоследствии я ставил «Лес» Островского на сцене Малого театра, а после — в Финляндии. Сейчас меня уговаривают вновь взять эту пьесу. Пока не хватает времени...

Я давно работаю с женой Ольгой Николаевной в Щепкинском училище, мы ведем курс. Когда-то вместе учились, а сейчас преподаем — уже 50 лет. Второй семестр первого курса мы пробуем со студентами ставить отрывки из пьес Острогового. Конечно, им тяжело, но, помимо актерской школы, это развивает в них любовь к правильному русскому языку.

В 1990-х годах мы впервые организовали международный фестиваль Островского. Тогда ни у кого не было денег, чем-то помогли друзья театра, бизнесмены. Мы пригласили пять театров из ближайших городов, чтобы сократить расходы. Сейчас, слава Богу, время другое, но принцип пяти театров сохранился. В мае мы откроем фестиваль Островского своим спектаклем. После зритель увидит постановки из Санкт-Петербурга, Рыбинска, Нижнего Новгорода, Риги и Белграда. Не случайно пьесы Островского любят не только в России, но и за рубежом.

Своей драматургией он показал новый путь в развитии театрального искусства, встал у истоков зарождения прославленной русской актерской школы, которую впоследствии развил Константин Станиславский. Он ведь тоже учился на спектаклях Малого театра, в том числе на постановках по пьесам Островского…

Автор — художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР.

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв